Заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.
Пост N: 1079
Рег: 12.11.08
Откуда: Моя, Мечты
Рейтинг:
12
Отправлено: 08.02.09 23:11. Заголовок: ТУ БИШВАТ НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ
Ту Бишват Новый год деревьев
Название и значение праздника
image2.gif (406 bytes) “Ту бишват” буквально означает “Пятнадцатое число месяца Шват”. Мы отмечаем Новый год деревьев пятнадцатого Швата, поскольку именно в это время на деревьях в Земле Израиля начинают распускаться почки. Но Ту Бишват - это не просто празднование “дня рождения” деревьев. Этот день имеет большое значение с точки зрения галахи, еврейского Закона – он определяет отделение десятин от плодов Земли Израиля.
Что такое десятина?
Десятины на иврите называются image3.gif (397 bytes)маасрот. Это пожертвования и дары, отделяемые от урожая. Согласно еврейскому Закону, еврей в Земле Израиля должен отделять определенную часть своего урожая и отдавать ее коэнам (священникам) и левитам, которые служили в Храме и не имели своей земли, а также беднякам.
Эти дары должны отделяться от плодов, выросших в текущем году, а не от плодов предыдущего года. Когда же начинается Новый год для плодов деревьев? Именно в Ту Бишват.
В благословении Билама народ Израиля уподоблен деревьям: “Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! Как ручьи растекаются они, как сады при реке, как алоэ, которое насадил Г-сподь, как кедры при водах” (Бамидбар, 24:5-6).
Как мы празднуем Ту Бишват?
Европейские евреи празднуют Ту Бишват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120-134) после каждого вида фруктов.
Восточные евреи следуют мнению “святого Ари” (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Бишват. По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов!
Сегодня мы ставим на стол в Ту Бишват лучшие плоды Земли Израиля, особенно те семь видов плодов, которыми Земля Израиля прославляется в Писании:
пшеница,рожь,
виноград, инжир,
гранаты, оливки
финики.
Деревья в еврейской традиции
Сыны Израиля, приходя в Святую Землю, выполняли завет: “Когда ты придешь в Землю, то насадишь все виды фруктовых деревьев” (Ваикра 19:23). Сама Тора уподоблена дереву: “Она – Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее – счастливы”. (Мишлей, 3:18). Праведник также уподоблен дереву: “Он будет подобен дереву, посаженному у потоков вод, которое приносит плоды в свое время, и все, что он делает, будет успешно” (Псалмы, 1:3).
Евреям было заповедано оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны. Запрещено срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений. Почему? “Разве полевое дерево подобно человеку, который может убежать от тебя при осаде”? (Дварим, 20:19).
Великий еврейский ученый Маараль объясняет, что уподобление человека дереву имеет глубокий смысл. Подобно тому, как деревья для того, чтобы выполнить свое предназначение, должны произвести на свет ветви, цветы и плоды, человек послан на землю, чтобы плодотворно трудиться, постигая моральные, духовные и научные истины. Именно поэтому Мудрецы называют воздаяние за добрые дела “плодами”.
Человек не всегда сажает деревья для собственной пользы. Талмуд рассказывает, что как-то раз рабби Хони шел по дороге и увидел человека, сажающего рожковое дерево. Он спросил: “Когда это дерево принесет плоды?” Тот ответил: “Через семьдесят лет”. “Ты уверен, что доживешь до этого?” - спросил рабби Хони. Человек ответил: “Я собираю плоды рожковых деревьев, посаженных до меня. Так же как мои предки сажали деревья для меня, я сажаю для моих детей” (Таанит 23). Стоит задуматься, каков аллегорический смысл этой истории, и какие выводы мы можем из нее сделать.
Из интервью с г-ном Берлом Рабиновичем
(восьмидесятилетним евреем из Литвы, в настоящее время живущим в Йоханнесбурге, ЮАР)
Вот как мы праздновали Пятнадцатое Швата. Я помню, как мой дедушка покупал плоды рожковых деревьев, растущих в Земле Израиля. Этот фрукт был мало знаком нам, европейским евреям, и поэтому когда мы держали его в руках и пробовали, мы чувствовали себя ближе к Земле Израиля.
Когда отец приходил из синагоги, мы садились ужинать. Плод рожкового дерева из Земли Израиля лежал в центре стола, а пятнадцать других видов фруктов клались вокруг него. Почему именно пятнадцать? Потому что сегодня – пятнадцатое Швата! Я помню, что там были яблоки, груши, орехи, вишни, сливы и другие фрукты.
Церемония начиналась с чтения первого из пятнадцати псалмов “песен Восхождений”. Эти псалмы соответствуют пятнадцати ступенькам, которые вели во внутренний двор Храма. Их пели левиты, стоявшие на этих ступеньках. Эти псалмы – символ нашей надежды “подняться” из галута, изгнания, и отстроить Святой Храм.
Отец поднимал вверх коричневый плод рожкового дерева и рассказывал нам, как он рос во фруктовом саду в Эрец Исраэль и насколько сладок его вкус. Он говорил о любви к Земле Израиля, о том, насколько солнечна и прекрасна она по сравнению с нашим местечком и с мраком галута, изгнания.
Я помню, что церемония всегда заканчивалась традиционным пожеланием: image15.gif (871 bytes) “Лешана абаа – Бирушалаим!”, что значит “в следующем году – в Иерусалиме”.
Пост N: 38
Рег: 13.01.09
Откуда: здешние мы
Рейтинг:
0
Отправлено: 09.02.09 00:26. Заголовок: Новый год деревьев ..
Новый год деревьев
9 февраля (дата для 2009 г.)
В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват, обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват - это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю.
В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого - нисан), отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого - тишрей) - история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц - элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц - шват) - растений.
В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx слyжбой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в пользy бедныx. Посколькy такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-шват yстановлен мyдрецами для отделения yрожая одного года от yрожая дрyгого. Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается Ту би-шват. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах. Но сложились некоторые традиции его отмечания.
После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.
С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника.
Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева - как жизнь человека, плоды дерева - как дети.
Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это - пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!
В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Ту би-шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.
Пост N: 287
Рег: 13.11.08
Откуда: Канада, Виннипег
Рейтинг:
6
Отправлено: 10.02.09 00:17. Заголовок: Приметы февраля Вот..
Приметы февраля
Вот и пришёл последний месяц зимы – февраль. Он же бокогрей, снежень, стежень, лютый, сечень, межень. Латинское же название «февруарий» пришло на Русь из Византии. По утрам, в выходные дни, когда ещё относительно тихо и только рассвет медленно растекается в небе тонкими серебряными струйками, кажется, что стоит присмотреться и можно увидеть саму фигуру февраля, привставшую на цыпочки и любующуюся рассветом – парчовый кафтан, серебряные сапожки и шапка, съехавшая на затылок… Окликнуть? Не окликнуть? Лучше не надо, а то исчезнет, растворится в воздухе - и только снег осыплется с ветки берёзы прохладной белой пыльцой на горячие губы…
Февраль - самый короткий месяц в году (28–29 дней). Именно от него зависит, будет год високосным или нет. Несмотря на то, что живём мы в просвещённом 21 веке, люди относятся к високосным годам с предубеждением и опаской.
Про февраль сложено немало поговорок: «У февраля два друга: метель да вьюга», «Вьюги и метели под февраль полетели». И в то же время говорится о том, что «Февраль зиму выдувает».
Несколько февральских примет:
1. По народным приметам в феврале бывает семь крупных холодных утренников: три до Власия, три после Власия, один на Власия.
2. В феврале оживают рыбки в водоёмах. Начинают развиваться почки на ветках тополей, берёз, лесного ореха, черёмухи…
3. Бесснежный февраль грозит летней засухой.
4. Иней на деревьях сообщает о количестве мёда, который соберут летом пчёлы.
5. Гром в феврале - к сильным ветрам.
6. А сельчане в феврале смотрели, как идёт печной дым из трубы – если вверх, то быть морозу, а если дым стелется над землёй, то скоро пойдёт снег.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет